Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

морозов иван абрамович

Энциклопедический словарь

МОРОЗОВ Иван Абрамович - МОРО́ЗОВ Иван Абрамович (1871 - 22 июня 1921), российский промышленник, известный коллекционер и благотворитель. Принадлежал к ветви «Абрамовичей» или «Тверских» известной семьи Морозовых (см. МОРОЗОВЫ). Средний сын Абрама Саввича.

Образование

Среднее образование получил в реальном училище, высшее - в Цюрихском политехникуме. Девятилетним мальчиком вместе со старшим братом Михаилом начал брать уроки рисования у известных преподавателей - И. А. Мартынова, К. Коровина, Е. И. Хруслова. В первые годы студенчества факультативно занимался рисунком и живописью на архитектурном отделении. В 1892 И. Морозов после окончания политехникума возвращается в Россию.

Предпринимательская деятельность

Первые 6 лет живет в Твери, являясь директором-распорядителем Тверской мануфактуры. Затем переезжает в Москву и, не переставая заниматься предпринимательством, продолжает участвовать в делах мануфактуры. Благодаря его упорству и предприимчивости капитал семейного предприятия в 1904-16 вырос в три раза. Морозов не ограничивА۠свою деятельность только текстильной промышленностью. Он был избран председателем правления образованного в 1908 Мугреевско-Спировского лесопромышленного товарищества, входил в число учредителей Российского акционерного общества «Коксобензол», а также «Московского банка» братьев Рябушинских (см. РЯБУШИНСКИЕ).

Благотворительная деятельность

Принимал участие в благотворительных акциях на ниве московского здравоохранения и просвещения. Среди прочих пожертвовал средства на создание корпуса Ракового института на Девичьем поле (ныне Малая Пироговская улица), наряду с другими московскими капиталистами Морозов входил в попечительский совет основанного в 1907 для обеспечения российской промышленности и торговли кадрами московского коммерческого института.

Коллекционирование. Первые приобретения

Еще проживая в Твери и попадая в Москву наездами, он посещает старшего брата Михаила, в доме которого, начиная с 1893-94, собирается многочисленный кружок художников, постоянными членами которого были М. А. Врубель (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович), В. А. Серов (см. СЕРОВ Валентин Александрович), К. А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич). К этим годам относится начало собирательства старшего брата.

В 1900 Иван Абрамович переезжает в Москву и приобретает дом своего дяди Давида Абрамовича (улица Пречистенка, 21). Пример брата его увлекает, он начинает собирать картины русских художников, его первой покупкой стало полотно И. И. Левитана (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич), а в 1903 приобретением пейзажа «Мороз в Лувесьене» французского художника Альфреда Сислея (см. СИСЛЕЙ Альфред) он положил начало самостоятельной коллекции современной французской живописи, ставшей одной из крупнейших в России. В 1903, после неожиданной кончины Михаила Абрамовича, Иван Морозов укрепляется в решении продолжить коллекционирование французской живописи. С этого времени начинаются его ежегодные поездки за границу, изучение выставок, систематические покупки. Морозов, очень восприимчивый к мнению специалистов, нередко, особенно на первых порах, прибегал к советам близких ему художников - Серова, Коровина, С. А. Виноградова (см. ВИНОГРАДОВ Сергей Арсеньевич). В 1905 в доме на Пречистенке под руководством архитектора Л. Кекушева была проведена реконструкция с учетом размещения коллекции. К отделке своего особняка владелец привлек художников М. Дени (см. ДЕНИ Морис), А. Майоля (см. МАЙОЛЬ Аристид), П. Боннара (см. БОННАР Пьер).

Крупнейший коллекционер современной французской живописи

После 1908, по авторитетному мнению искусствоведа Б. Н. Терновца, «вкусы И. А. Морозова приобретают устойчивость и определенность, перед ним выясняются задачи его собирательской деятельности, и она получает ту свободу и тот размах, которые так поражали современников. Начиная с этой эпохи, И. А. Морозов расходовал систематически чрезвычайно крупные суммы на пополнение любимой коллекции. Поток картин, направляющихся из Парижа в Москву, в его коллекцию на Пречистенке, принимает фантастические размеры; можно утверждать, что в эти годы, пересеченные войной 1914, ни один из европейских собирателей нового искусства, ни один из западных музеев не обогащали своих коллекций с такой энергией и стремительностью». Уже через несколько лет его собрание включало свыше 250 произведений новейшей французской живописи. Морозов был обладателем целой серии картин В. Ван Гога (см. ВАН ГОГ Винсент) («Улица в Овере», «Красные виноградники в Арле» и др.), владел лучшими произведениями О. Ренуара (см. РЕНУАР Огюст) («Купание на Сене», «Портрет Жанны Самари» и др.), в собрании Морозова было 17 картин П. Сезанна (см. СЕЗАНН Поль) («Цветы в вазе», «Гора св. Виктория» и др.). В 1907 И. Морозов во время поездки в Париж купил знаменитые впоследствии полотна П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) «Разговор», «Пейзаж со стогами сена» и «Священную весну», чуть позже - одну из жемчужин своей коллекции - картину «Кафе в Арле». Самое значительное и ценное было приобретено Морозовым у крупных торговцев - Воллара, Друо, Дюран-Рюэля, Бернхеймов, Конвейлера, хотя часть полотен приобреталась им и на выставках.

Дружба с С. И. Щукиным

Большое влияние на Морозова оказал Сергей Иванович Щукин (см. ЩУКИН Сергей Иванович), еще один собиратель коллекции западноевропейской живописи. Оба коллекционера, встречаясь в Париже, старались избегать конкуренции, предпочитая совместно, по-дружески знакомиться с новыми картинами. К тому же, при всей общности задач, вкусы у них были разные. Однако именно благодаря Щукину Морозов знакомится с произведениями А. Матисса (см. МАТИСС Анри) и П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло) - кумирами Щукина, приобретает «Натюрморт с танцем» Матисса, а затем заказывает художнику пейзажи. За триптих «Вид из окна. Танжер», «Вход в Казба» и «Зора на террасе» Морозов заплатил 24 тыс. франков. Что касается Пикассо, в морозовском собрании были три полотна, из них - «Арлекин и его товарищ», «Акробат на шаре».

Коллекция русских картин

Последнее приобретение И. Морозова для русской части собрания - картина Аладжалова - было сделано в 1918. Маленький пейзаж Аладжалова, купленный в 1901 на выставке передвижников, был в числе картин, положивших когда-то начало собранию Ивана Абрамовича. Русская художественная школа была представлена в собрании Морозова полотнами Врубеля, А. Я. Головина (см. ГОЛОВИН Александр Яковлевич), Н. С. Гончаровой (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна), Коровина, Б. М. Кустодиева (см. КУСТОДИЕВ Борис Михайлович), Серова, К. А. Сомова (см. СОМОВ Константин Андреевич) и других художников. Этот раздел его коллекции включал более 100 полотен.

Судьба коллекционера и его коллекции

Со временем, подобно другим коллекционерам, Морозов намеревался подарить свое собрание Москве. Зная о подобном решении, А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич) в 1911 в статье «Московские впечатления» отмечал, что когда собрания С. И. Щукина и И. А. Морозова перейдут в собственность Москвы, общество «приобретет умение разбираться в современных исканиях» и «тогда оно только и окажется в состоянии сделать серьезную оценку и всему отечественному творчеству». Однако в 1918 частная галерея И. А. Морозова была национализирована и послужила основой для создания «Второго музея новой западной живописи» («Первым музеем старой западной живописи» называлось национализированное собрание С. И. Щукина). Иван Абрамович был назначен на должность заместителя директора этого музея пожизненно.

В конце 1918 Морозов вместе с женой эмигрировал. Умер он по дороге в Карлсбад, куда направлялся на лечение.

В 1947 музей был расформирован. Часть полотен попала в Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (см. МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ им. А.С. Пушкина), часть - в Эрмитаж (см. ЭРМИТАЖ). Картины русских художников - в Третьяковскую галерею (см. ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ). В бывший морозовский особняк въехала Академия художеств СССР, которая располагается там и поныне.

Полезные сервисы